• Slide 1

    Добро пожаловать на сайт ТРО РПСМ!

  • Slide 2

    Мы оказываем реальную практическую помощь морякам

  • Slide 3

TK RFКак получить зарплату через суд?

На что необходимо обратить внимание, чтобы взыскать через судебные органы оплату своего труда за рейс?

Ранее мы неоднократно обращали внимание моряков на документы, которые должны быть «в кармане» у моряка перед отправлением в рейс. Это контракт о найме (трудовой договор), оформленный надлежащим образом и содержащий подробные условия труда на судне. К таким условиям относятся, помимо прочих, сроки найма, занимаемая должность, перечень должностных обязанностей и, конечно, условие о размере заработной платы.

Если в компании или на судне имеется коллективный договор, то необходимо постараться получить его копию. Также необходимы судовая роль и паспорт моряка.

По окончании рейса к указанным документам должны прибавиться справка о плавании и справка о невыплаченных моряку суммах (депонентская справка), если конечно, задолженность судовладельца имеет место быть.

Далее, имея на руках данные документы, предварительно составив исковое заявление в двух экземплярах, можно подавать документы в районный суд. Именно районный суд уполномочен Гражданским процессуальным кодексом РФ рассматривать исковые заявления о взыскании заработной платы.

Очень важным моментом, на который стоит обратить внимание, является установленный законом (предельный) срок обращения в суд с указанным выше исковым заявлением.

Пропуск указанного срока без уважительных со стороны моряка причин служит основанием для отказа моряку в иске о взыскании оплаты за рейс.

В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ работник, в том числе и моряк, имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Указанная статья устанавливает общий срок исковой давности при разрешении индивидуальных трудовых споров. Начальный срок его исчисления связан с моментом, когда моряк узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В изложенной ситуации речь идет о праве на получение заработной платы. Учитывая, что моряк не лишен возможности самостоятельно определить размер причитающейся ему заработной платы и срок ее выплаты, предполагается, что о нарушении своего права на выплату он должен был узнать не позднее дня выплаты ему заработной платы.

Таким образом, моряк имеет права обратиться в суд с иском о взыскании заработной платы в течение трех месяцев со дня невыплаты ему заработной платы или когда истек срок ее выплаты.

В качестве примера приведем судебное дело, которое слушалось в Санкт-Петербургском районном, а затем в городском судах.

Моторист «N», длительное время работавший в российской судоходной компании, на судне под флагом России, перед выходом на пенсию посчитал и пришел к выводу, что судовладелец в течение последних пяти лет не доплачивал ему заработную плату, в том числе неправильно оплачивал его работу в выходные и праздничные дни на борту судна в рейсе.

После длительных судебных слушаний районный суд от имени Российской Федерации вынес решение и взыскал в пользу моряка все суммы за последние 5 лет, на которые претендовал моряк.

Городской суд Санкт-Петербурга с решением районного суда не согласился и решил, что моряк, по сути, прав в том, что на протяжении последних 5 лет работодатель вводил его в заблуждение и недоплачивал ему. Однако, как посчитал городской суд, моряк должен был догадаться о том, что ему неправильно начисляют заработную плату, раньше, и соответственно, должен был раньше обратиться в суд с данным вопросом.

Таким образом, Санкт-Петербургский городской суд вынес новое решение по иску моряка, отказав моряку в удовлетворении его требований за первые 4 года работы в компании по причине пропуска моряком срока обращения в суд. При этом в части требований моряка за последний рейс дело было возвращено в районный суд для уточнения расчетов.

После уточнения расчетов районный суд Санкт-Петербурга удовлетворил требования моряка, взыскал недоплаченные ему компанией суммы за период последнего рейса.

Однако есть маленький нюанс. Данное правило применимо к морякам, работавшим на судах под российским флагом и в российских судоходных компаниях.

Что касается моряков, работавших на судах под иностранными флагами и в иностранных компаниях, то данная норма трудового законодательства России на них не распространяется.

Дело в том, что к трудовым отношениям на борту иностранного судна применяются нормы законодательства страны флага судна, либо страны регистрации компании-работодателя, указанной в контракте о найме.

Страны удобного флага, например, Сент-Винсент и Гренадины, как правило, не имеют жестких сроков обращения в суд за заработной платой, причитающейся моряку.

В таких государствах справедливо считают, что заработная плата принадлежит моряку с того момента, как он ее заработал. Более того, в этих государствах понимают, что это специфичные суммы, имеющие очень специфичное предназначение, так как выплачиваются моряку для того, чтобы он смог восстановить свои силы и здоровье после нелегкого труда, смог организовать свой быт, досуг, содержать свою семью и т.д. Именно поэтому большинство государств не ограничивает сроки обращения работников, в том числе моряков, за обращением в суд, по вопросу взыскания оплаты за свой труд.

Важно также то, что если моряк обратился в судебные органы России с иском к иностранному судовладельцу (или за период работы на судне под иностранным флагом), и такой иск принят судом к рассмотрению, например, по месту нахождения судна в морском порту, то суд будет применять для рассмотрения спора законодательство иностранных государств, в которых сроки обращения в суд за взысканием оплаты за труд не установлены. Таким образом, в этом случае моряк имеет все шансы взыскать с судовладельца оплату своего труда за весь период задолженности.

ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ.

Несколько членов экипажа теплохода «MIR» (флаг Сент-Винсент и Гренадин) обратились в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с иском о взыскании оплаты за свой труд в течение длительного рейса.

Представитель ответчика, явившись в суд, сразу заявил о том, что члены экипажа пропустили установленный Трудовым кодексом РФ срок обращения в суд.

РПСМ со своей стороны озвучил указанную выше позицию о том, что согласно КТМ РФ, для урегулирования спора должно применяться законодательство страны флага судна, т.е. законодательство Сент-Винсента и Гренадин.

В качестве весомого аргумента мы представили в суд перевод нескольких глав из Акта о торговом судоходстве данного государства.

Кировский районный суд Санкт-Петербурга счел наши доводы убедительными и вынес Определение, в соответствии с которым ответчику было отказано в применении сроков, предусмотренных ст. 392 ТК РФ к данному спору.

В последующем суд взыскал членам экипажа указанного судна все причитающиеся им суммы.

Подводя итог изложенному выше, можно посоветовать только одно: если есть претензии к судовладельцу, не стоит откладывать на потом их урегулирование. Как показывает практика, претензии сами собой не урегулируются.

 

Журнал "Морской профсоюзный вестник"

    MARINETRAFFIC