• Slide 1

    Добро пожаловать на сайт ТРО РПСМ!

  • Slide 2

    Мы оказываем реальную практическую помощь морякам

  • Slide 3

Seafarer FatigueМинимальные комплектации экипажей, череда коротких стоянок в порту и морских переходов судов, наряду с неблагоприятными погодными условиями и напряженным судоходством, вынуждает моряков работать долгими часами, не имея при этом возможности отдохнуть и восстановить свои физические силы.

В течение шести лет Центр профессиональной психологии Университета Кардиффа проводил исследование проблемы усталости в морской отрасли. Результаты данного исследования, под названием «Усталость моряков: исследовательская программа Университета Кардифф» (Seafarer Fatigue: The Cardiff Research Programme) были опубликованы в ноябре 2006 года.

Однако Руководство, под названием «Соответствующая укомплектованность экипажей и усталость моряков: международная перспектива» (Adequate Crewing and Seafarer Fatigue: The International Perspective) было издано только в этом году.

Основные задачи данного исследования:

• предположение наихудших сценариев при наличии усталости, ухудшении здоровья и травматизме;

• разработка рекомендаций, соответствующих типу судов и районам их плавания;

• предоставление рекомендаций для моряков, инспекторов и разработчиков политик компаний.

Исследование представляло собой обзор документов, опрос 1.856 моряков, просмотр их личных записей/дневников и объективные тестирования на борту судов. В дополнение к четкому подтверждению, что усталость является весьма реальной проблемой в море, исследования также выявили тенденцию многих моряков занижать свои действительные рабочие часы.

Основные выводы:

• один из четырех моряков сказал, что засыпал на вахте;

• почти 50% моряков, принимающих участие в исследовании, сообщили, что рабочая неделя составляет 85 часов и более;

• около половины респондентов сказали, что в течение последних 10 лет их рабочее время увеличилось, несмотря на новые правила, предназначенные для борьбы с усталостью;

• почти 50% моряков принимающих участие в исследовании считают, что их рабочее время представляют опасность для их личной безопасности;

• около 37% сказали, что их рабочее время иногда создает опасность для безопасных операций судна.

Многие сообщили, что они работали до изнеможения и засыпали у штурвала и более половины, из которых считали, что их личная безопасность находится под угрозой из-за усталости.

Морская отрасль и ее контролирующие органы должны признавать серьезные риски и неотъемлемые последствия при управлении судна усталыми моряками. К таким рискам относятся:

• более серьезные экологические катастрофы;

• экономические убытки из-за штрафов, связанных с авариями и/или с увеличением страховых премий;

• серьезные медицинские последствия для моряков.

Примеры, изученные во время исследования, зачастую отражают лучшую сторону отрасли, и вполне возможно, что ситуация гораздо хуже, чем она описана. Хорошо известными являются методы для оценки факторов риска при усталости, усталости восприятия и последствия усталости. Важно также принять целостный вид усталости и решения вопросов, которые пока еще не получили никакого внимания. Например, вероятно, что условия труда, связанные с усталостью, склоняют многих молодых моряков покинуть морскую отрасль на ранней стадии карьеры. Аналогичным образом, относительно короткая карьера многих моряков может привести к снижению способности справляться с усталостью в дальнейшем. Данные предположения необходимо подтвердить длительными исследованиями. Такие исследования могли бы также выявить связь между усталостью, хроническими заболеваниями и смертностью.

Усталость моряков - это проблема, как профессионального здоровья, так и безопасности, которая является общепринятой и широко распространенной. Это не учитывается должным образом ни в действующем законодательстве, ни в руководствах компаний. Поэтому существует острая необходимость исправить сложившуюся ситуацию.

Пути решения:

Усталость считать серьезной проблемой здоровья и безопасности

Значительная часть смертей, травм, болезней на производстве среди моряков возникает от неспособности эффективно следить за своим здоровьем и соблюдать меры безопасности. Эта неспособность усугубляется вследствие изменений, которые имели место в структуре и формировании морской отрасли на международном уровне на протяжении последней четверти века, которые как увеличивают риски для здоровья, так и делают предотвращение вреда работникам более трудным для регулирования или управления. Необходимы общеотраслевые, культурные изменения, чтобы обратить внимание на усталость. Существуют серьезные риски и последствия, связанные с усталыми моряками, такие как, более серьезные экологические катастрофы и потери жизни, экономические убытки в результате аварий и сильное воздействие на состояние здоровья и благополучия моряков. Первый этап борьбы с усталостью - заставить соответствующих лиц признать, что данная проблема существует и что ее необходимо решать.

Более здравый подход к нормативам и укомплектованности экипажей

Отправной точкой для улучшения ситуации должен быть более здравый подход к нормативам. Важно обеспечить, чтобы потенциальная усталость учитывалась при установлении надлежащих уровней укомплектованности экипажей. Данные уровни необходимо рассматривать реалистично, с тем, чтобы предотвратить экономические преимущества перед теми, кто работают с абсолютными минимальными составами экипажей. Такой подход должен учитывать более чем минимальный состав экипажа, необходимый для эксплуатации судна; наряду с необходимостью обслуживания, время восстановления, излишки и дополнительная бумажная работа и учебные тревоги, связанные с безопасностью судна и загрязнением окружающей среды. Для такого подхода должна быть разработана более прозрачная модель регулирования.

Соблюдения существующего законодательства, ликвидация ложных записей/учетов рабочих часов и улучшение профессиональной подготовки и руководств

Важно, чтоб существующие руководящие принципы применялись наряду с обязательными положениями и чтоб эффективные меры принимались для преодоления проблемы ложных учетов/записей рабочих часов. Так, например, одним из возможных вариантов может быть объединение руководства ИМО A890 с МКУБ. Это должно быть дополнено серьезной попыткой содействовать усовершенствованию безопасности на борту судов. До тех пор, пока моряки вынуждены фальсифицировать отчеты о рабочих часах, проблему будет трудно решить. Необходимы соответствующее обучение и руководства в отношении предотвращения усталости и оптимальных условий труда. Уроки могут быть извлечены из других транспортных отраслей и важно искать примеры наилучшей практики и эффективно их применять в морском секторе. Одним из таких является добиваться участия всех заинтересованных сторон в разработке решений данной проблемы. В наши дни довольно развиты методы решения проблем, характерных для мореплавания и целостный подход к вопросу об усталости может привести к совершенствованию отрасли, что в целом является выгодным для индустрии. Если ничего не будет сделано сейчас, морская отрасль может оказаться вынужденной реагировать на внешние факторы, например такие как, лоббирование программ в области борьбы с загрязнением окружающей среды или безопасности.

Учиться наилучшей практики в секторе морских перевозок и в других сопоставимых отраслях

При этом важно принимать те стратегии, которые приведут к совершенствованию «наилучшей практики» и устранению «худших сценариев». Такой подход потребует совместных усилий всех заинтересованных сторон, наряду с разработанными в других областях транспорта моделями таких групп, как рабочая сила, владельцы, инспекторы и ученые.

За более подробной информацией о результатах последних исследований см.:

Adequate Crewing and Seafarer Fatigue: The International Perspective

Читайте также: Seafarer fatigue – where next?

По материалам: www.itfglobal.org

    MARINETRAFFIC