Конвенция или развод?
Сводная Конвенция МОТ «О труде в морском судоходстве» 2006 года (MLC) совсем скоро начнет исполняться в нашей стране, а точнее с 20 августа 2013 года, однако власти до сих пор не определились, какой государственный орган будет сертифицировать агентства по трудоустройству, и кто будет отвечать за прием жалоб от моряков.
И это при том, что Россия после вступления документа в силу будет рассматриваться как государство-судовладелец, государство порта и государство-поставщик рабочей силы.
Неизвестно еще и многое другое. Например, кто в этой стране выдает Сертификат соответствия MLC-2006? Ходят слухи, что Правительство РФ назначило ответственным Регистр судоходства РФ. Вместе с тем круинги и некоторые судовладельцы покупают в Москве и Питере какие-то неформальные сертификаты, подписанные буквами «АНО ЦКС при Минтранс РФ» (аббревиатура расшифровывается как Автономная некоммерческая организация Центр коммерческой стандартизации).
Из истории мы помним, что под этой аббревиатурой таится организация не просто некоммерческая, а по уставным целям – общественная, созданная в конце 90-х годов при Федеральной службе Росморфлот с официальной целью «добровольной сертификации» агентств по трудоустройству моряков (круингов). Вероятно, в те годы такой процесс «стандартизации» трудоустройства моряков мог считаться оправданным, если бы чиновники действительно смотрели, соблюдаются ли международные нормы. Например, есть ли у моряка контракт и страховка, где находится судовладелец и не является ли судно металлоломом. Вместо этого «общественный контроль» под государственной крышей выродился в заурядную торговлю «сертификатами АНО ЦКС». Иначе, государственные портовые власти РФ просто не брали у круингов документы для оформления моряков.
Поборы можно было бы считать оправданными, если бы они означали хотя бы элементарный госконтроль за простейшими правами моряков. Вместо этого на Дальнем Востоке тонули суда, где по судовым ролям и моряков-то не было, а если несчастный случай – ни страховок, ни зарплаты и никаких наказанных за нарушения судовладельцев или чиновников.
Короче, система работала. С одной стороны, в АНО ЦКС просто стекались деньги, а с другой стороны – круинги отправляли в рейс кого ни попадя и куда ни попадя, зачастую, не имея представления о реальном судовладельце, зато оплату с моряков брали всегда (мы не говорим об агентствах первой категории – прямых представительствах судовладельцев, мы говорим о конторах, расплодившихся в конце 90-х годов именно под эгидой АНО ЦКС). Интересно, что чуть позже это общественно-государственная банда надоела даже круингам. И по инициативе коммерсантов Приморья дело дошло до суда, постановившего прекратить нарушения антимонопольного законодательства: официальная бумага, печать, подпись.
И все равно АНО ЦКС до сих пор продает свои «сертификаты»! Причем на бланке Минтранс РФ стоимостью от 30 до 40 тысяч рублей! Официально заявляем, это ксива не имеет ценности. Хотя в ней под брендом Минтранса РФ, то есть от лица Правительства РФ, написано, что предъявитель прошел сертификацию на предмет соответствия требованиям MLC и «имеет право» с точки зрения государственной власти представлять круинг России за рубежом. Что наши круинговые агентства уже и делают, успешно предъявляя липовые бумажки своим зарубежным партнерам.
На «ура» идет и круинг, и торговля сертификатами, вот только про государственную сертификацию никто ничего не знает. Где расписан этот процесс? Где бланки декларации соответствия MLC и бланки аналогичных сертификатов? Где стоимость услуг и их обоснованность? Где ответственные лица и процедура обжалования? До сих пор нормальные круинги от Владивостока до Москвы обрывают телефоны, пытаясь выяснить элементарные вещи, а потом плюют и покупают бумажки АНО ЦКС.
Но и это еще не все: власти РФ не определились, кто будет отвечать за процедуру подачи жалобы моряками. Хозяйке на заметку: здесь тоже вакансии для бизнеса типа АНО ЦКС – бумажками торговать. Однако здесь и реальная отчетность потребуется, для представления в соответствующие компетентные органы.
P.S.: для примера новость о том, как внедряется MLC у людей: читайте материал про Филиппины – завидуем, учимся, берем пример.
Очередная стадия реализации требований MLC-2006 в стране-поставщике моряков
По инициативе секретаря Филиппинской государственной служба занятости (POEA) Розалинды Димапилис-Бальдос недавно был издан приказ департамента №127, утверждающий порядок применения распоряжения 5.1.5 Морской трудовой Конвенции MLC-2006 на практике. Согласно пункту Конвенции, на борту судна обязательно должна быть разработана процедура подачи и рассмотрения жалобы моряка, находящегося на борту судна, позволяющая членам экипажа незамедлительно сообщить о нарушении их прав, а также рассчитывать на своевременное решение проблемы. В связи с этим POEA будет принимать жалобы от моряков, занятых на океанских судах. Высказать свое недовольство моряк сможет, отправив письмо на адрес POEA, либо на электронный почтовый ящик.
Именно в ответ на требование Конвенции MLC в РОЕА вызвались поддержать моряков в процессе необходимого оформления жалобы и проконсультировать по всем сопутствующим вопросам. При этом в РОЕА заверяют, что согласно приказу департамента, вся информация, поступившая от моряка в ходе этой консультации, будет носить конфиденциальный характер и не может быть передана третьему лицу.
В РОЕА обязаны отреагировать на поступившую жалобу: оказать помощь в должном исполнении процедуры подачи жалобы, а также проконсультировать по всем сопутствующим вопросам. Одновременно с этим моряк может также получить необходимую информационную поддержку относительно своей жалобы. Любые споры, возникающие после списания моряка с судна, должны решаться при посредничестве РОЕА с участием пострадавшей стороны для обязательной процедуры примирения сторон.
Председатель Калининградской региональной организации Российского профсоюза моряков,
инспектор МФТ в порту Калининград
Вадим Мамонтов
- Подробности
- Категория: Статьи
- Опубликовано: 19 мая 2013
- Создано: 19 мая 2013
- Просмотров: 2807