ETF Congress31 мая в Берлине завершил работу IV съезд Европейской федерации транспортников (ЕФТ). 264 делегата и 136 наблюдателей, представляющих интересы 119 аффилированных профсоюзов из 31 страны, три дня обсуждали самое наболевшее: экономический кризис и политику действий профсоюзов, которую сегодня надо срочно менять. Да и рабочая программа ЕФТ, принятая на съезде на ближайшие четыре года, больше напоминает призыв к «военным» действиям, она будет осуществляться под боевым лозунгом: «От глобального кризиса – к глобальной справедливости: транспортные рабочие Европы дают отпор».


 

Если в России говорят, что у нас кризиса нет, то вся Европа, судя по выступлениям делегатов съезда, практически поставлена на колени. Страны, так рвавшиеся вступить в Евросоюз, сегодня если не сожалеют, то и не радуются жизни в большой европейской семье, потому как ожидавшегося вселенского благополучия не случилось. Семья стала слишком большой, работы на всех не хватает, денег тоже, и самые большие трудности испытывает молодежь. Ей не устроиться на работу. Закончив вуз, молодым и активным ребятам нет места под рабочим солнцем – они сразу получают пособие по безработице, не проработав ни одного дня, и постепенно становятся забытыми людьми. Если в благополучной Германии 11% юношей и девушек не могут найти работу, то что говорить об Испании, где этот показатель зашкаливает за 50%. И исправить ситуацию сложно не только из-за экономического кризиса, но и кризиса отношений: молодежь не идет в профсоюзы, не важно в какой стране; абсолютно не верит в их силу и способность эффективно решать проблемы. У профсоюзов плохая репутация в среде молодежи, представление о профсоюзе – это одни старики.


Для того чтобы решить эту проблему, – а она становится все масштабнее и ощущается все острее – накануне Конгресса ETF провели обучающий семинар для молодых транспортников из стран европейского континента, а также России, Украины и Турции. В течение трех дней перед будущими лидерами профсоюзов ставили самые разные задачи, от привлечения молодых женщин на работу в транспортную отрасль до организации международной кампании по защите интересов трудящейся молодежи. И надо сказать, что слушатели семинара с этими задачами справлялись блестяще! Без притока молодых сил у профсоюзов нет будущего, и делегаты были едины в мнении: мы должны дать дорогу молодым и передать ей опыт. Как отметил генсек ETF Эдуардо Чагас, - «Сегодня я вижу перед собой настоящих лидеров, именно таких, какими должны быть представители профсоюза, чтобы повести за собой других. Я не устаю повторять: молодежь – это наше настоящее. Мы продолжаем настоятельно призывать все членские организации ETF организовать на местах молодежные комитеты, для того чтобы предоставить молодым транспортникам трибуну для обсуждения их актуальных проблем».


Надо сказать, что безработица захватывает не только молодежь, она вытесняет с рынка хороших профессионалов путем создания конкуренции и сталкивания лбами рабочих разных стран, бортпроводников, железнодорожников, моряков. Что происходит на морском транспорте? Судовладельцы заключают соглашения с профсоюзами, на место дорогого европейского моряка приходит моряк филиппинский. Очень дешевый. Судовладелец богатеет, европейский моряк остается без работы. То же самое происходит и с докерами, водителями грузовиков, летчиками. Работники мигрируют из задыхающихся от кризиса Греции и Испании в благополучную Германию, но это неправильно, нужно создать нормальные условия в каждой стране, чтобы люди работали у себя на родине, а не бросали ее из-за бедности и нищеты в поисках хоть какой-нибудь работы. Нужно остановить социальный демпинг.


Еще один результат кризиса – падение уровня зарплат. Зарплата в 176 евро в месяц, или в 200, и даже в 400 – это преступление. Работодатели снижают свои издержки за счет урезания размеров оплаты труда и сокращения рабочих мест, один и тот же объем работ люди все чаще выполняют меньшей численностью. Это характерно и для бортпроводников, и для моряков, которые выходят в море сокращенными до минимума экипажами. О какой безопасности полетов или мореплавания можно говорить, если работающие за себя и за того парня в аэропорту грузчики неправильно поместят на борт багаж пассажиров, или докеры из-за усталости не закрепят погруженные на пароход контейнеры как следует?


Профсоюзам действительно предстоит жестокая борьба, чтобы вернуть свои позиции и заставить работодателей считаться с ними.

«Когда у профсоюзов нет прав, они не могут защищать рабочие места, не могут защищать безработных, – сказал президент МФТ Пэдди Крамлин. – Мы являемся мишенью и не имеем права проиграть. У нас есть своя идеология, но есть и другая идеология, которая борется с нами по всему миру. И чтобы не проиграть, мы, транспортники, должны поддерживать друг друга по всему миру».


Визовый вопрос

Российский профсоюз моряков обозначил перед делегатами визовую проблему, включенную по его настоянию в программу работы съезда ЕФТ.

«С 2012 года Российский профсоюз моряков вместе с секретариатом ЕФТ старается привлечь внимание к ситуации, связанной с требованием Европейского сообщества о получении виз для моряков, прибывающих в порты ЕС, – сказал в своем выступлении перед голосованием резолюции по этому вопросу председатель РПСМ Юрий Сухоруков. – Это создает множество проблем и на деле ведет к дискриминации по национальному признаку: моряки испытывают трудности и не могут попасть на свои рабочие места – суда, ошвартованные в портах стран Европейского Союза. Из-за отсутствия визы сложно организовать репатриацию моряка из порта Европейского Союза в случае необходимости, моряк лишен возможности встретиться с членами семьи. Такие же трудности испытывают не только российские моряки, но и рабочие транспортной отрасли из европейских стран, не входящих в Европейский Союз. Поэтому необходимо облегчение визового режима как для моряков, так и для всех работников транспорта, задействованных в международных перевозках».


Делегаты съезда поддержали инициативу РПСМ, проголосовав за резолюцию по облегчению визового режима единогласно, этот вопрос включен в программный документ съезда, в секцию «Глобальная социальная справедливость» под п. 11, который гласит: «Обеспечение справедливых условий для работников транспорта из европейских стран, не входящих в Европейский Союз, но посещающих, по роду деятельности, страны Европейского Союза, в части уровня зарплаты и условий труда, включая облегчение визового режима для работников транспорта, задействованных в международных перевозках».


Таким образом, IV съезд ЕФТ постановил:


Обратиться в соответствующие органы управления Европейского Союза (ЕС) с просьбой рассмотреть вопрос облегчения визового режима для работников транспорта, не являющихся гражданами ЕС, которые должны посещать Шенгенскую зону ЕС в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей.

И в частности: обратиться в Европейскую комиссию и Совет Евросоюза с просьбой пересмотреть Визовый кодекс ЕС и Регламент 539/2001 от 15 марта 2001 года – Список третьих стран, граждане которых должны иметь визы при пересечении внешних границ, чтобы лучше отразить конкретные позиции транспортных рабочих третьих стран.


Итоги работы IV съезда ЕФТ

В день закрытия съезда состоялись выборы в руководящие органы ЕФТ. Ларс Линдгрен (Шведский профсоюз работников транспорта) избран в качестве председателя на следующие четыре года. Остался на своем посту Генерального секретаря и Эдуардо Чагас. Подводя итог работы съезда, он подчеркнул: «Съезд подтвердил важность инвестирования в молодежь, и благодаря развернутой дискуссии мы получили подтверждение: мы можем полагаться на молодежь, и у нас есть обязательство активно вовлекать молодое поколение на путь нашей борьбы за социально справедливую Европу и сильнее профсоюзное движение. Пришло время для всех профсоюзов, входящих в ЕФТ, реализовать программу работы и показать миру, что ЕФТ – это сильная и единая организация, дающая отпор социальному демпингу и дискриминации в условиях глубокого экономического кризиса».


На съезде ЕФТ также были создан молодежный комитет и избран новый исполнительный комитет. В исполком от группы стран Белоруссия, Грузия, Украина и Россия избран председатель РПСМ Юрий Сухоруков и председатель профсоюза работников железнодорожного транспорта Украины Вадим Ткачев.

С окончанием работы съезда ЕФТ завершил свою работу в качестве Генерального секретаря Международной федерации транспортников (МФТ) Дэвид Кокрофт. Последний день работы съезда ЕФТ стал последним днем работы Дэвида, он объявил о своем уходе на заслуженный отдых, передав полномочия Стивену Коттону, занимавшему ранее должность Секретаря морской секции МФТ.


Российский профсоюз моряков от всей души благодарит брата Дэвида за многолетнее успешное сотрудничество и желает ему крепкого здоровья. Приятно сознавать, что нам всегда было вместе по пути, и вели мы всегда диалог на одном языке – профсоюзном. Надеемся, что за этим расставанием обязательно будут новые встречи.


По материалам: PR-службы РПСМ, ЮТО РПСМ