• Slide 1

    Добро пожаловать на сайт ТРО РПСМ!

  • Slide 2

    Мы оказываем реальную практическую помощь морякам

  • Slide 3

Незаконное, неучтённое и нерегулируемо рыболовство в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) – угроза международному судоходству, – считает председатель профкома РПСМ города Владивостока, инспектор МФТ Петр Осичанский. Участник конференций МФТ по рыболовству, проходивших вЛасПальмасе и Мадриде в начале года, он ответил на вопросы корреспондента о проблемах моряков-рыбаков, существующих в отрасли:

– Проблемы моряков и рыбаков, плавающих на судах под удобным флагом, волнуют морскую общественность как минимум уже лет 20, с тех пор как владельцы рыболовных компаний стали эксплуатировать свой флот под удобным флагом. Вот тогда они и попали под пристальное внимание МФТ и входящих в него профсоюзов. Эти проблемы связаны не только с отсутствием достойных условий труда моряков, низкой зарплатой и многомесячными задержками по ее выплате, но и с использованием флота в различных видах противоправной деятельности на море. Я имею ввидубраконьерство и контрабанду морских биоресурсов. Особенно это характерно для Дальневосточных морей России. Следует особо подчеркнуть, что браконьерство влечет за собой нарушение Международных конвенций в сферах охраны труда, прав человека, защиты окружающей среды, правил морского международного судоходства, а также миграционного, промыслового, природоохранного и трудового законодательства государств, в водах которых они занимаются противоправной деятельностью.

– Как это выглядит в российской действительности?

– В России это незаконное пересечение Государственной границы, организация нелегальной миграции членов экипажей, контрабандное перемещение промысловых судов за рубеж с их дальнейшим выводом под так называемые удобные флаги, нарушение правил ведения судовых и грузовых документов, подлог регистровой и разрешительной документации, невыполнение требований контролирующих органов и т.п.

Статистика задержаний браконьеров показывает, что количество судов указанной категории в дальневосточных морях, несмотря на некоторое снижение, остаётся существенным (так, в 2007 году на Камчатке, Сахалине и в Приморье задержано 93 подфлажных судна, в 2008 – 67, в 2009 – 77, в 2010 – 83, в 2011 – 65).Главным объектом браконьерства на Дальнем Востоке России является краб. Сбыт незаконно добытой продукции производится в ближайшие к местам промысла иностранные порты: Пусан, Донгхэ, Мокпхо в Республике Корея; Вакканай, Ханасаки, Румои и Отару в Японии.

– Кто и каким образом трудоустраивает российских рыбаков на такие суда?

– Самое печальное, что нередко они это делают сами, выезжая в Корею по заграничному паспорту и там уже садятся на браконьерские шхуны. Но есть и нелегальные круинги, или просто дельцы, которые, набрав людей по бегущей строке телевизора, исчезают. Это чистой воды криминал. Криминальный характер организации промысла не способствует созданию соответствующих условий труда для рыбаков. Учитывая, что большая часть подфлажников находится в собственности у представителей криминальных структур, вряд ли стоит ожидать, что они будут блюсти интересы членов экипажей.

Известны факты, когда на таких судах устанавливался жёсткий, практически рабский, режим работы, вводилась система штрафов за неповиновение, практиковалось психологическое и физическое давление. Доставленные в районы промысла нелегальными способами моряки, не имея ни соответствующих документов, ни контрактов, становятся заложниками, находясь на положении рабов.

– Насколько это опасно для самих рыбаков?

– Смертельно опасно. Ежегодно в мире регистрируется 24 000 смертей и несчастных случаев со смертельным исходом среди экипажей рыболовных судов. Это в шесть (!) раз выше, чем в транспортном флоте. У нас на Дальнем Востоке известны случаи, когда в угоду судовладельцам, капитаны судов подвергали смертельной опасности жизнь своих подчинённых, пытаясь намерено затопить суда, дабы уйти от ответственности. Это РШ «Китами Мару», флаг Камбоджи, 2009 год, экипаж спасён береговой охраной. РШ «Финист», флаг Камбоджи, 2011 год, экипаж также спасён береговой охраной. В двух других случаях люди погибли: РШ «Кисука», флаг Камбоджи, 2009 год, перевернулась в результате превышения максимальной загрузки судна; РШ «Партнёр», флаг Камбоджи, 2011 год, затонула вследствие повреждения корпуса судна и обледенения, весь экипаж – 11 человек погибли.

В конце декабря 2011 года в проливе Лаперуза затонула рыболовецкая шхуна «Гинга» (другое название «Альфа-3»), флаг Камбоджи, 8 человек экипажа, все погибли (пятеро русских, трое индонезийцев) а в Татарском проливе – РШ «Фог» (другое название «Success»), флаг Камбоджи, экипаж удалось спасти.

– Каковы причины непрекращающихся проблем в рыбной отрасли России?

– Причина, в общем, одна: проводимые реформы и безудержная приватизация привели к развалу крупных рыбодобывающих предприятий, появлению множества мелких предприятий, сокращению рыбаков и почти полному развалу профсоюзов. Если в 1990 году членами профсоюза являлись почти 100 % рыбаков, то в 2010 году их реально насчитывается не более четверти занятых в отрасли.

– Какие пути могут быть решения этих проблем?

– Прежде всего, я бы сделал упор на борьбу с браконьерством. Следует признать, что рассматриваемая проблема, носит международный характер, непосредственно затрагивает интересы всех стран АТР, а на судах-браконьерах чаще всего работают интернациональные экипажи (граждане России, Украины, Республики Корея, Индонезии, Филиппин, Мьянмы и др.). Поэтому её решение требует особого подхода, предполагающего скоординированные мероприятия как государственных структур, курирующих вопросы судоходства и рыбного промысла, так и профсоюзов. Рыбной отрасли России нужен сильный ответственный профсоюз.

Большую роль здесь может сыграть МФТ, которая осознаёт, что незаконное рыболовство является одной из наиболее серьёзных угроз благополучию рыбных запасов мирового океана и гарантиям занятости рыбаков. Руководствуясь в своей деятельности «Кодексом поведения ответственного рыбного хозяйства ФАО» и «Международным планом действий по профилактике, пресечению и устранению возможностей незаконного, неучтённого и нерегулируемого рыболовства», она может консолидировать усилия всех заинтересованных организаций для искоренения системы, допускающей распространение и использование удобных флагов.

    MARINETRAFFIC