Разработано Временное руководство по защите от пиратства в Гвинейском заливе
Международная палата судоходства (МПС), Международная ассоциация независимых владельцев танкеров (ИНТЕРТАНКО), Международная ассоциация владельцев сухогрузных судов (ИНТЕРКАРГО) и БИМКО при участии Центра НАТО по судоходству разработали временное Руководство для судовладельцев, операторов судов и капитанов в целях защиты от пиратства в регионе Гвинейского залива.
В соответствии циркулярным письмом Международной морской организации (MSC.1/Circ.3394) упомянутое временное руководство рекомендуется применять вместе с ранее изданными ИМО «Передовой практикой управления» (MSC.1/Circ.1339), «Рекомендациями правительствам по предотвращению и пресечению пиратства и вооруженного разбоя против судов (MSC.1/Circ.1333) и «Рекомендациями судовладельцам и операторам судов, капитанам судов и экипажам по предотвращению и пресечению актов пиратства и вооруженного разбоя против судов» (MSC.1/Circ.1334).
С новым временным руководством можно ознакомиться по ссылкам:
http://www.shipping.nato.int/Pages/Guidelines-for-Gulf-of-Guinea.aspx
Источник: ОП Российское судоходство
Приближается проведение 12-го Форума Азиатских Морских и Рыбохозяйственных университетов (AMFUF)
С 4 по 6 сентября на базе Дальневосточного Государственного Технического Рыбохозяйственного Университета состоится 12 Форум Азиатских Морских и Рыбохозяйственных университетов (AMFUF).
Форум Азиатских Морских и Рыбохозяйственных Университетов – это первая постоянная частная организация морских вузов в Азии. Своей целью организация определила обмен опытом между участниками Форума на уровне первых лиц университетов для эффективного сотрудничества в области морского образования и в исследованиях Мирового Океана.
Целью Форума является консолидация взаимоотношений руководителей морских и рыбохозяйственных учебных заведений для установления связей по преобразованию и приведению к единой инфраструктуре морского и рыбохозяйственного образования, практики и научно-исследовательских работ в высших учебных заведениях стран АТР.
Конференция 2013 г. посвящена теме «Эффективное и безопасное использование Тихого океана в условиях глобализации». Дискуссии участников будут направлены на разработку эффективных методик обучения и создания интегрированных учебных планов по морским специальностям, а также мониторинг результатов внедрения поправок и нововведений в международные морские стандарты.
В настоящее время участие в предстоящем Форуме подтвердили руководители ведущих морских и рыбохозяйственных университетов и организаций из КНР, Японии, Южной Кореи, Таиланда, Вьетнама, Тайваня, Филиппин, Мьянмы и Швеции.
Мероприятия Форума пройдут с участием губернатора, а также представителей муниципальных и региональных правительственных структур, руководителя Федерального агентства по рыболовству и Минобрнауки. Ввиду высокой значимости, события Форума будут освещены ведущими мировыми информационными службами новостей и средствами массовой информации.
Программа Форума будет насыщенной: кроме конференции в учебном корпусе Дальрыбвтуза, часть мероприятий пройдет на борту УПС «Паллада», а также на базе Научно-производственного департамента марикультуры в б. Северная, пос. Славянка.
Дата проведения: 4-6 сентября 2013 г
Место проведения: Дальрыбвтуза, ул. Луговая 52Б.
Приглашаем Вас принять участие в освещении данного мероприятия.
По вопросам аккредитации обращаться по телефону: 8 (423) 244-24-98
Источник: Официальный сайт Дальрыбвтуза
Во Владивостоке прошли Дни безопасности мореплавания
Во Владивостоке 23-25 августа 2013 года прошли «Дни безопасности мореплавания в морском порту Владивосток», посвященные празднованию 200-летия со дня рождения Г.И. Невельского.
23 августа состоялось совещание капитанов морских портов России, в котором приняли участие советник президента РФ Игорь Левитин, заместитель Ррководителя Федерального агентства морского речного транспорта Юрий Костин, заместитель директора Департамерта государственной политики на морском и речном транспорте Минтранса России Виталий Клюев, председатель Приморского регионального отделения Общероссийского общественного движения поддержки флота.
Участники совещания обсудили вопросы дипломирования экипажей морских судов, общие правила плавания и стоянки судов в морских портах, правила регистрации судов и прав на них.
В этот же день у губернатора Приморского края Владимира Миклушевского прошло совещание по развитию транспортной инфраструктуры, на котором в числе прочих рассматривался вопрос деятельность особых экономических зон портового типа.
24 августа прошел двухдневный семинар инспекторов государственного портового контроля по вопросу обеспечения безопасности мореплавания с привлечением секретариатов Токийского и Парижского меморандумов.
25 августа на базе ФБОУ ВПО «Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского» состоялась научно-практическая конференция по обеспечению безопасности мореплавания, приуроченная к 200-летию со дня рождения Г.И. Невельского и его историческим открытиям на Дальнем Востоке России.
В ней приняли участие Советник Президента РФ И.Е. Левитин, заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ В.В. Клюев, заместитель Руководителя Росморречфлота Ю.А. Костин, а также представители Администраций морских портов, учебных заведений России, а также органов государственной власти и морской общественности Приморья. В общей сложности в конференции приняли участие более 50-ти человек.
Открывая конференцию, Советник Президента РФ И.Е. Левитин, подчеркнул, значимость места проведения конференции – стены первого университета на Тихом океане, который начал свое функционирование более 120 лет назад. «Приятно отметить, что за это время университет преобразился. Изменился внешний вид, фасад, стало уютнее. Большое значение имеет то, что встреча проходит именно в МГУ им. адм. Г.И. Невельского – в учебном заведении, где воспитываются и получают образование будущие специалисты морской отрасли. Тема конференция актуальна на все времена, так как, флот – это, прежде всего люди. Суда, дорогостоящая техника – немаловажно, но ключевой ролью всегда остается человеческий фактор. Поэтому воспитанию и образованию молодежи нужно уделять особое внимание, и учить молодое поколение на примерах таких людей, как Геннадий Иванович Невельской».
В своем приветственном слове, заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта В.В. Клюев, поблагодарил ректора С.А. Огая за проявленную инициативу в проведении конференции и ее организации. Он подчеркнул, что морской транспорт – по статистике, самый безопасный транспорт, но до 80% аварий происходит из-за недостаточной подготовки людей. В последнее время количество аварий на море значительно уменьшилось, но нужно сделать все возможное, чтобы исключить их вообще. Поэтому, в учебном процессе тему «обеспечения безопасности мореплавания» нужно выводить на первый план.
В ходе конференции были выслушаны доклады на тему: «Адмирал Г.И. Невельской и роль его географических открытий» – С.А. Огай, «Обеспечение безопасности мореплавания в Дальневосточном регионе России» – А.В. Дрегваль, «Подготовка и переподготовка квалифицированных кадров в МГУ им. адм. Г.И. Невельского в соответствии с современными требованиями к безопасности мореплавания» – Н.Р. Чепцов, «Актуальные вопросы дипломирования экипажей морских судов» – Е.С. Сергеева, «Контроль за техническим состоянием и эксплуатацией судов в морском порту Новороссийск» – В.В. Ерыгин, «Проблемы проведения дознания на морских судах, находящихся в плавание» – В.А. Курбенков, «Развитие береговых систем безопасности мореплавания на Дальнем Востоке» – Ю.Г. Гук, «Организация завоза грузов в порты, расположенные в Охотском море» – Г.П. Кобзев, «Аварийность на морском транспорте в Дальневосточном регионе» - П.И. Осичанский.
Особый интерес вызвал доклад начальника Управления ФСКН России по Приморскому краю, генерал-майора полиции И.Г. Степаненко «Об угрозах организации контрабанды и межрегиональных поставок наркотических средств и психотропных веществ на морском транспорте в ДВО». В своей презентации, он рассказал о ключевых особенностях наркотической ситуации в Дальневосточном округе, о целевых и комплексных оперативно-профилактических операциях, а также о совместной работе МГУ им. адм. Г.И. Невельского и Управления ФСКН по профилактике наркомании среди курсантов и студентов вуза. Было выдвинуто предложение о проведении антинаркотических пилотных акций на морских судах Тихоокеанского бассейна, в частности, добровольное тестирование членов экипажа.
Большое внимание участников конференции было уделено и теме поддержания морских традиций. По словам, заместителя Руководителя Росморречфлота Ю.А. Костина, в МГУ им. адм. Г.И. Невельского особенно чтут, соблюдают и развивают традиции российского флота. Доклад председателя Приморского регионального отделения Общероссийского движения поддержки флота А.И. Узаревича, в полной мере указал на исторически сложившиеся нормы поведения и обычаи моряков, охватывающие разные стороны деятельности флота. «2013 год для нас моряков-дальневосточников – год особый, это год 200-летия со дня рождения адмирала Г.И. Невельского, 85-летия со дня рождения великого русского писателя мариниста В.С. Пикуля. Жизнь этих людей - образец для подражания. На их жизни, на их подвиге мы должны воспитывать молодежь. Морские традиции – основа высокой морской выучки и культуры офицера флота».
С.А. Огай подводя итоги конференции, подчеркнул, что поднятые на ней проблемы позволят наметить направления для дальнейшей работы Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского по подготовке высококвалифицированных специалистов для транспортной отрасли России.
Источник: Информационный центр ОИУ МГУ
Во Владивостоке состоялось совместное заседание NASCO и SCOCEEN
23 августа во Владивостоке состоялось совместное заседание Норвежско-Азиатского комитета моряков (NASCO) и Комитета моряков Центральной и Восточной Европы и Норвегии (SCOCEEN).
Как отметил председательствовавший на заседании лидер Российского профессионального союза моряков Юрий Сухоруков, нынешнее мероприятие является поистине историческим событием, поскольку совместная встреча двух комитетов проводится впервые, и здесь будут обсуждаться важные вопросы, касающиеся моряков.
Примечательно, что заседание комитетов проходило на четвертый день после вступления в силу Сводной конвенции о труде в морском судоходстве (MLC-2006), поэтому вполне естественно, что в повестке дня такие вопросы, как изменения в общий договор (Model Agreement) и коллективный договор для моряков, работающих на судах второго норвежского регистра (NIS), рассматривались уже в свете конвенции, в целях обеспечения выполнения ее требований.Директор департамента по международным трудовым нормам Международной организации труда (МОТ) Клеопатра Думбия-Генри, выступившая с подробным докладом о конвенции, заметила профсоюзным лидерам, что настоящая работа по конвенции только начинается, и профсоюзам предстоит большая работа: нужно внести соответствующие изменения в коллективные договоры, наладить контроль за соблюдением конвенционных требований и активно привлекать к этой работе инспекторов Международной федерации транспортников (ITF).
– Что касается договоров, – говорит Вадим Иванов, глава международного отдела РПСМ, заместитель председателя РПСМ, – объединенное заседание комитетов позволило обсудить тему налаживания координации между Норвежско-Азиатским комитетом и Комитетом Восточной, Центральной Европы и Норвегии. Главная цель – стараться держать коллективные договоры на более или менее одинаковом уровне. Норвежский переговорный форум, состоящий из Ассоциации норвежских судовладельцев, с одной стороны, и профсоюзов Норвегии, Азии и Восточной Европы, с другой, заключает коллективные договоры для примерно 1500 судов. Доля рабочих мест для российских моряков составляет около и в разное время от 2500 до 3000.
В Восточной Европе РПСМ, как наиболее сильный переговорщик, из тактических соображений каждый раз первым перезаключает свой коллективный договор с Ассоциацией, тем самым устанавливая планку для дальнейших переговоров. И во Владивостоке все согласились, что так и надо продолжать.
Отметим, что следующая встреча с судовладельцами состоится во второй половине октября, где РПСМ будет требовать повышения реальной зарплаты для рядового и повышения гарантированной части для командного состава. Реальное повышение составляет в последнее время 1,5 - 2% в год.
Участники встречи не обошли вниманием и другой злободневный вопрос – пиратство. Морской разбой, грабежи и насилие никуда не исчезли, несмотря на усилия военных и частной вооруженной охраны. И хотя благодаря предпринимаемым мерам случаев пиратства стало заметно меньше, оно все-таки и представляет для моряков реальную угрозу. Судам опасно ходить в Западную Африку, Гвинейский залив, Нигерию, Бенин, Того, Малаккский пролив, воды Южно-Китайского моря. Все эти точки на карте являются зонами повышенного риска для морского судоходства.
Особого внимания заслуживает Нигерия, где случаи захвата судов и моряков становятся более изощренными, профессиональными и жестокими даже по сравнению с сомалийскими пиратами. В Нигерии предпочитают «брать» танкеры, захватывать в плен моряков, в большинстве случаев вопрос возврата судна и освобождения моряков решается в течение недели, если нет отягчающих обстоятельств. Если они есть, например, частная вооруженная охрана на борту, могут быть очень большие проблемы. Частная вооруженная охрана здесь считается незаконной, если это не охрана нигерийских структур.
В подтверждение сказанного председатель РПСМ Юрий Сухоруков привел пример с российским охранным судном «Myre Seadiver», задержанным в октябре 2012 года в порту Лагоса по обвинению в контрабанде оружия. Суд Нигерии обвиняет россиян в том, что они «без лицензии совершили ввоз в Нигерию тайника с оружием и боеприпасами, запрещенными для ввоза, в нарушение раздела 18 Федерального закона F2 об оружии Нигерии от 2004 года и, таким образом, совершили преступление, подпадающее под действие раздела 1 (14)(a)(i) Закона о различных преступлениях (M17 LFN 2004)».
На сегодняшний день снято обвинение с восьми россиян – они смогли вернуться на родину, семь членов экипажа до сих находятся в Нигерии, они переведены из тюрьмы, живут на территории посольства и ждут суда, заседания которого постоянно переносятся. Никакие переговоры на правительственном и международном уровне пока не дали положительного результата.
Поэтому рекомендация всем морякам, вне зависимости от того, куда идет судно, всегда быть готовыми к встрече с пиратами и принимать все возможные меры предосторожности.
PR-служба РПСМ
Во Владивостоке прошел 30-й Саммит морских профсоюзов стран АТР
Сегодня, 22 августа, во Владивостоке прошел 30-й саммит морских профсоюзов стран Азиатско-Тихоокеанского региона под совместным председательством Всеяпонского и Российского профсоюзов моряков (РПСМ).
В работе юбилейного саммита приняли участие около 100 представителей 17 профсоюзов стран АТР и 10 профсоюзов стран Европы, администрация Приморского края. Особым почетным гостем саммита стала Клеопатра Думбия-Генри – директор департамента международных трудовых стандартов Международной организации труда (МОТ), которую между собой морские профсоюзы называют мамой Сводной конвенции о труде в морском судоходстве 2006 года (MLC-2006).
Конвенция вступила в силу всего пару дней назад, 20 августа, поэтому Думбия-Генри не могла не отметить это важное событие в своей приветственной речи.
– Трудно поверить, что мы столько лет работали вместе, – сказала Клеопатра, обращаясь к ведущему заседание председателю РПСМ Юрию Сухорукову. – И особенно приятно, что Россия присоединилась к другим странам и ратифицировала конвенцию. Поистине это историческое событие. Я счастлива, что многие профсоюзные лидеры приветствуют вступление конвенции в силу, но это только начало. Теперь важно, чтобы страны действительно уважали и выполняли требования конвенции на практике.
Участники саммита обсудили вопрос об использовании частной вооруженной охраны на судах при прохождении ими пиратоопасных районов и зон повышенного риска: нужна такая защита морякам или она сама по себе представляет определенную угрозу. Так, представители Всеяпонского профсоюза моряков (JSU) рассказали, что в стране была предпринята попытка на законодательном уровне принять решение в пользу вооруженной охраны на судах, но мнения верхней и нижней палат японского парламента разошлись, и закон не был принят. Что касается мнения самих моряков, то японские капитаны испытывают чувство тревоги, если на борту находятся вооруженные люди.
В Федерации корейских профсоюзов моряков (FKSU) согласны, что вооруженная охрана на борту судов необходима при проходе опасных зон, но это дорогое «удовольствие»: не каждый судовладелец готов платить по 30 000 долларов за обеспечение безопасности.
В Индии вопрос частной охраны на судах положительно решен на правительственном уровне.
В целом же представители профсоюзов моряков считают, что такая мера защиты просто необходима. «Пиратство – это серьезный вызов для морского судоходства, который имеет не только экономические последствия, но и моральные, – сказал первый заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук. – Пиратство порождает страх среди моряков перед выходом в море. Наш профсоюз приветствует наличие вооруженной охраны на борту. Наряду с вооруженными конвоями это очень эффективный способ защиты».
Не остались без внимания и вопросы образования и подготовки моряков. Участники отметили нехватку офицерских кадров, а с рядовым составом проблем нет. В принципе каждая страна АТР ежегодно готовит и выпускает достаточное количество моряков, и их численность пусть ненамного, но растет. При этом было отмечено, что в каждой стране моряки проходят курсы переподготовки и повышения квалификации в соответствии с требованиями ПДНВ. Отличие заключается в том, кто за это платит. Например, в Японии расходы по переподготовке несет судовладелец, но при этом становится хорошо не только моряку, но и судовладельцу, потому что тот в результате получает налоговые льготы от государства.
В России, где существует более 40 центров по подготовке и повышению квалификации кадров, дела обстоят не так радужно. В своем большинстве центры работают несогласованно, по разным программам, продолжительность курсов и стоимость обучения моряков везде разная и в некоторых регионах влетает морякам в копеечку. Поэтому Российский профсоюз моряков работает над тем, чтобы привести все эти центры и курсы к единому знаменателю: и по стоимости, и по продолжительности, и по содержанию.
По итогам работы 30-й саммита участники единогласно приняли две резолюции. Первую – по инициативе Индийского профсоюза моряков (MUI) и Национального профсоюза моряков Индии (NUSI) – в поддержку экипажа теплохода «Desh Shanti», задержанного властями Ирана 17 августа 2013 года по обвинению в загрязнении окружающей среды нефтяными продуктами, c требованием к властям Индии и Ирана разрешить проблему в ближайшее время.
Вторая резолюция, предложенная к обсуждению РПСМ и принятая участниками саммита, касается выполнения Россией вступившей в силу конвенции о труде в морском судоходстве 2006 года. По мнению РПСМ, страна хоть и ратифицировала этот важный для моряков документ, но полностью к соблюдению требований конвенции не готова, что вызывает у профсоюза справедливую озабоченность (полный текст резолюции приводится ниже).
На этом 30-й саммит завершил свою работу. Завтра здесь же, во Владивостоке, пройдут совместные заседания 23-го Норвежско-Азиатского комитета моряков (NASCO) и Комитета моряков Центральной и Восточной Европы и Норвегии (SCOCEEN).
РЕЗОЛЮЦИЯ
XXX CАММИТА МОРСКИХ ПРОФСОЮЗОВ СТРАН АТР
Мы, участники XXX Саммита морских профсоюзов стран Азиатско-Тихоокеанского региона, представляющие 17 профсоюзов стран АТР и 10 профсоюзов стран Европы, собравшиеся 22 августа во Владивостоке;
действуя в интересах представляемых моряков наших стран, в особенности России;
признавая существенную роль Российской Федерации в содействии скорейшему вступлению в силу Конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве;
разделяя беспокойство принимающей стороны нашего Саммита - Российского профессионального союза моряков неполной готовностью Российской Федерации к действующей с 20 августа 2013 года Конвенции, связанной с отсутствием назначенных компетентных органов за ее выполнение, несоответствием отдельных положений российского законодательства Конвенции, отсутствием механизма освидетельствования и проверок судов в портах на соответствие Конвенции и процедур рассмотрения жалоб моряков, а также
отсутствием юридической ответственности за нарушения права плавания под российским государственным флагом, в целях обеспечения и защиты прав российских моряков на достойный труд и социальные гарантии;
призываем Правительство Российской Федерации срочно принять исчерпывающие меры для выполнения всех конвенционных требований:
1. Определить компетентный орган и назначить признанные организации, которые будут осуществлять освидетельствование и инспекцию российских морских судов на предмет соответствия Конвенции.
2. Привести законодательство РФ в полное соответствие с требованиями всех статей Конвенции без исключения.
3. Провести консультации с независимым морским профсоюзом, а именно: Российским профессиональным союзом моряков с целью полного определения перечня всех необходимых мер для обеспечения реализации требований Конвенции.
4. Внести в Трудовой кодекс РФ отдельную главу, касающуюся регулирования условий труда членов экипажей российских морских судов.
5. Навести порядок в сфере трудоустройства моряков, имея в виду недопустимость применения системы аутсорсинга как формы организации труда моряков и установление материальной ответственности организаций по трудоустройству моряков за причиненный ими материальный ущерб трудоустраиваемым морякам.
6. Ввести юридическую ответственность за нарушения права плавания под российским государственным флагом.
7. Возродить морскую медицину в форме специализированного медобслуживания моряков на борту судов и на берегу.
Участники XXX cаммита морских профсоюзов стран АТР считают недопустимым такое положение дел для страны, являющейся признанной морской державой и одной из первых ратифицировавшей Конвенцию, и призывают все заинтересованные российские государственные органы власти прислушаться в голосу морских профсоюзов и сделать все необходимое для обеспечения прав российских моряков в соответствии с требованиями MLC-2006.
Принимая настоящую Резолюцию Саммит поручает РПСМ направить её в Государственную Думу, Правительство РФ, Министерство транспорта, Министерство труда, Министерство здравоохранения, Роструд, Федеральную миграционную службу.
Резолюция принята единогласно.